Journal pour les parents et pour les professeurs
Édité depuis 2003
«Les Nouvelles de l’éducation»
18+
Archives Vidéo Photo №6 (89) 12.03.2014, Индивидуальное развитие Abonnement Rédaction Contacts
Поле для экспериментов
Традиции и современность в российской школе
Главное – дать ученику выбор

Тема номера: «Индивидуализм и индивидуальное образование

Парадоксы

Мы – индивидуалисты

Мы на экономическом факультете МГУ предпочитаем разного рода коллективную, командную конкуренцию. Конечно, человек должен учиться конкурировать, но он может это делать, сотрудничая с разными людьми, понимая, что не все люди вокруг являются его соперниками.
Читать полностью ...
Александр Аузан

Дилемма

Учитель должен быть готов

Без работы в коллективе нельзя проявить индивидуальность. В то время как современный коллектив представляет собой взаимодействие ярких индивидуальностей. Умение кооперироваться прямым образом связано со способностью что-то сделать индивидуально, предложить интересную идею, сгенерировать что-то новое.
Читать полностью ...
Игорь Реморенко

Парадигма

Образование – личное дело каждого ученика

Индивидуализм имеет смысл обсуждать как проблему, обусловленную конкретными социокультурными реалиями современной России. То, что естественно для англосаксонского студента, ученика, преподавателя, для большинства деятелей российского образования противоестественно.
Читать полностью ...
Виктор Имакаев

Осмысление

Что такое индивидуальность человека?

Мой педагогический опыт убеждает меня в том, что, решая проблему индивидуализации в развитии ребенка и взрослого, необходимо иметь «пространство разных смыслов и деятельности».
Читать полностью ...
Вера Бедерханова

Знаки

Педагогика бессильна

Есть такое выражение: «Медицина бессильна». Обычно его используют, когда никакие лекарства или процедуры уже не помогают, у человека закончились силы бороться с болезнью, жизнь уходит, больной угасает. К несчастью, мне пришлось услышать эти страшные слова совсем недавно, и я знаю, что ощущение бессилия, безнадежности парализует тебя, делает твою жизнь пустой и бессмысленной – видишь, как близкий тебе человек уходит, и ничего не можешь сделать. И все вокруг готовы помочь, все понимают, как это тяжело, буквально все близкие и настоящие друзья пытаются взять на себя частицу твоей боли и страдания, но никто и ничто не может изменить главного – потеря неизбежна. Врачи, лекарства, технологии, оборудование, уход – делается все возможное, и ничего нельзя изменить. Медицина бессильна. Мой папа был фронтовиком, учителем, директором школы на Украине, и в конце жизни стал лидером ветеранов и инвалидов Второй мировой войны на юге Израиля. Его хоронили уже очень пожилые ветераны, участники войны, эти люди стали частью нашей семьи, а мы стали их родными и близкими.
Читать полностью ...
Александр Адамский

Феномен

Искусство быть личностью

Пусть простят меня читатели, но я бы хотела начать свое рассуждение с анализа таких феноменов современного сериального кинематографа, как доктор Хаус и Шерлок Холмс из сериала «Элементарно». Они – герои нашего времени ровно в том значении этих слов, в котором был героем Печорин.
Читать полностью ...
Елена Ушакова

Баланс

Как обеспечить индивидуальное развитие в массовой школе?

Возможность формирования индивидуализма в школе можно представить графически в виде тела на наклонной плоскости, на которое сверху давит армия управленцев всех уровней, включая, к сожалению, и директора. Наклонную плоскость образует исторический опыт отношений в обществе (общины, коллективизация и т.д.) и традиции системы образования в нашей стране. Одной из главных целей системы образования долгие годы было формирование коллективизма. Иной вектор государственной образовательной политики не мог существовать, так как не отвечал бы социальному строю того времени.
Читать полностью ...
Алексей Голубицкий

Книга с полки

Дорога от рабства к свободе

Признаюсь, что тема номера – «индивидуализм» – вызвала у меня детские ассоциации с миром чистогана, убийством старушки и со всей этой мрачной риторикой советского учебника по литературе. Действительно, если «индивидуальность» традиционно воспринимается как нечто положительное, то «индивидуализм» чаще ассоциируется с эгоизмом и противопоставлением себя другим. Наиболее последовательное и радикальное его определение дает лауреат Нобелевской премии Фридрих фон Хайек, автор блистательной книги «Дорога к рабству». При этом он противопоставляет «подлинный индивидуализм» тому мифу о нем, который сложился исторически.
Читать полностью ...
Ольга Шиян

Зеленая лампа

Зеркало русской индивидуальности

Пока одноклассники, воспитанные в русле дворовой морали, учат ребенка «не отсвечивать», школьный психолог, начитавшийся популярной литературы, транслирует идеи личностного роста, а учительница рассказывает детям о своеобразных персонажах XIX и XX века.
Читать полностью ...
Анастасия Чеховская

Секреты

От слов к делу

На словах, конечно, в каждой российской школе «создаются условия индивидуализации образования для каждого обучающегося». При этом 99% всех не успешных случаев обучения в нашей школе связаны именно с тем, что учитель не в состоянии отследить моменты возникшей здесь и теперь трудности в понимании программы у конкретного ребенка. Как следствие, растет число двоечников. Пожалуй, в качестве единственного контролера результативности образования ребенка выступают родители. Именно они, обнаружив поток двоек, могут забить тревогу и выяснить, когда возник тот или иной сбой в обучении их чада, фактически принудив, часто с использованием административного ресурса, учителя к диалогу, точнее, просто к персонализации внимания учителя к ребенку. В этом неисследованный социальный механизм основной коррупции в образовании: родитель через подарки и иные знаки внимания просто добивается фактически индивидуализации внимания учителя к своему ребенку.
Читать полностью ...
Павел Карпов

Индивидуализм, личность собрание утверждений

«Главная наша немощь состоит в слабом развитии личности, а чрез это и в слабом развитии общественности; ибо эти два элемента соотносительны между собою: при подавленности личного начала из людей образуется не общество, а стадо». В.С. Соловьев. 1889. «Славянофильство и его вырождение». Художник Николай Ярошенко. 1895. Холст, масло. http://www.tanais.info/art/pic/yaroshenko1.html
«Исконный русский коллективизм всегда был враждебен культуре, враждебен личному началу, всегда тянул нас вниз, всегда мешал нам выйти к свету, в мировую ширь. Этот коллективизм парализовал в нас чувство личной ответственности и делал невозможной личную инициативу». Н.А. Бердяев. 1909. «Философия неравенства». Художник Александр Попов, 2011 г. http://www.voskresensk.prihod.ru/intellectualia/view/id/1148065
«Первое условие успеха, даже в справедливых и добрых намерениях, для каждого из нас то, чтобы другие беспрекословно и слепо повиновались ему. Каждый из нас маленький Наполеон или, лучше сказать, Батый. Но если каждый из нас Батый, то что же происходит с обществом, которое всё состоит из Батыев?». Н.Г. Чернышевский. Апология сумасшедшего, 1860. Художник Евгений Горовых. 1953. Холст, масло http://tot-psi.ucoz.de/blog/180_let_so_dnja_rozhdenija_n_g_chernyshevskogo_schitaju_segodnja_vse_russkie/2013-06-03-26
«Прислушайтесь к толкам мыслящих и просвещенных людей всевозможных направлений и оттенков – и везде услышите одну и ту же жалобу: мало у нас производительности, слишком мало труда, энергии, выдержки. В уме, талантах, способностях – нет недостатка, но они пропадают даром, вырождаются в пустоцвет. Куда ни обратиться, во всем сильно чувствуется недостаток осмысленного и капитализированного труда». К.Д. Кавелин. 1875. «Наш умственный строй» http://www.liveinternet.ru/users/kakula/post299777025/
«Личность – таинственный избыток индивидуальности, ее свобода, которая не поддается исчислению, предсказанию, ее чувство ответственности и вины. Личность есть чудо, миф, предмет удивления, восхищения, зависти, ненависти». В.П. Зинченко, 2001 http://www.metodolog.ru/node/1806
«Грандиозная картина развития личности: путь к свободе. Центр. проблема всей психологии – свобода». Л.С. Выготский, из записных книжек, «Вестник РГГУ, Серия "Психологические науки"», 2006 http://www.psy-center.com.ua/rus-classic/view-008/vygotskiy-lev-semenovich-psihologiya-razvitie-rabota.html

США

Вместо оценок – портфолио

Многие старшеклассники жалуются, что им не нравится их школа, и у них на это есть очень весомые причины. В подростковом возрасте люди познают себя: что им интересно и чем они хотят заниматься после окончания школы. Но cреднестатистическая американская школа – не слишком подходящее место для самопознания и выражения индивидуальности. Школьники обучаются по одинаковым планам и оцениваются по одинаковым меркам.
Читать полностью ...
Анна Шиврина

Франция

Образование для всех и для каждого

Для французов образование является одним из основных инструментов успешной социализации. Поэтому масштабная реформа образования, которая проходит сейчас во Франции, направлена на раннее включение ребенка в образовательный процесс.
Читать полностью ...
Александра Ратай