Journal pour les parents et pour les professeurs
Édité depuis 2003
«Les Nouvelles de l’éducation»
18+
Archives Vidéo Photo № 4 (113) от 16 марта 2015 г. Abonnement Rédaction Contacts
Садбери Вэлли: школа нового века
Саммерхил. Воспитание свободой
Педагогика А.Н. Тубельского

парадокс

Образование: либеральная миссия

Современное общее образование – один из самых парадоксальных феноменов общественного сознания и, соответственно, деятельности. Его парадоксальность в том, что оно пытается достичь двух прямо противоположных стратегических целей.
Читать полностью ...
Владимир Бацын

Альтернатива

Идеальное представление

Те или иные подходы, технологии либеральной школы связаны с обеспечением конкуретноспособности учителей, учеников и противопоставлены неким авторитарным принципам массовой школы. Для меня все эти идеи связаны с неким идеальным представлением о структуре общества. Связаны с конкретными достижениями, которые способствуют улучшению благосостояния общества, граждан, когда они могут наслаждаться культурой, радоваться жизни и более свободно себя ощущать.
Читать полностью ...
Игорь Реморенко

Левый взгляд

Свобода в образовании в ближайшее время имеет мало перспектив

С точки зрения либерализма, рассматривание образования как бремени государства – это не ошибка. С точки зрения социального направления образовательной политики, которую я представляю, – ошибка, причем тяжелейшая и грубейшая.
Читать полностью ...
Олег Смолин

Деньги и образование

Внедрить рыночный инструмент в образование

Попытка экономической интерпретации феномена образования основывалась на идеях, выдвинутых М. Фридманом еще в середине 50-х годов ХХ века, а также на теории человеческого капитала, сформированной примерно в то же время усилиями Г. Беккера, Т. Шульца и др.
Читать полностью ...
Ирина Абанкина

Авторский номер Сергея Заир-Бека

Итоги и результаты

Спираль как образовательная траектория

Похоже, ностальгия по советской системе образования нарастает прямо пропорционально общественному недовольству проводимыми образовательными реформами (кстати, и государственному тоже – особенно в лице представителей законодательной власти). Однако стал слышен и другой голос – голос тех, кто с теплотой вспоминают 90-е годы. Евгений Ямбург объясняет это двумя причинами. Во-первых, именно 90-е годы, по его мнению, дали школам свободу, которая стала питательной средой для того нового и полезного, что рождалось в непосредственной практике, а не спускалось сверху многочисленными инструкциями. А во-вторых, люди ностальгируют по 90-м, поскольку они оказались лебединой песней: вскоре зазвучала совсем другая «музыка» – начались реформы экономики образования, усилившие губительную для школ конкуренцию, а затем и зависимость образовательных учреждений, директоров школ и учителей от давления (зачастую не всегда профессионального) учредителя. То, что происходит в последние три года со школами в Москве, во многом подтверждает позицию Ямбурга.
Читать полностью ...
Сергей Заир-Бек

барьеры

Страх войти в открытую дверь

Главная реформа 90-х – нулевых – это реформа развития вариативного смыслового мотивирующего образования. Оно - главное, потому что на место превращения человека в человека-робота, человека-автомата мы поставили как главную цель развитие личности в социокультурной ситуации развития. Это ключевое направление реформ, что бы ни происходило. Оно есть и будет, основанное на том, что личность обретает возможности расширения своего развития, возможности выбора.
Читать полностью ...
Александр Асмолов

Технологии

Как создать парк-школу?

Современная школа должна развивать свободно мыслящих и самостоятельных людей с высокой мотивацией к обучению, сохраняющейся в течение всей жизни.
Читать полностью ...
Ольга Леонтьева

эпоха

Памяти Днепрова

Днепров был, пожалуй, самым «политическим» из министров тогдашнего российского правительства. Он был едва ли не единственным главой ведомства, рассматривавшим себя на этом посту в исторически преемственном ряду предшественников, начиная с первого Совета министров Российской империи, учрежденного Александром I в 1802 году.
Читать полностью ...
Владимир Бацын

Кассандра

Педагогика свободы и образовательная политика

История показывает, что в России периоды процветания и величия всегда были одновременно периодами просвещения: при Петре I, при Екатерине II, при Александре I и т.д. Коренной, поистине общенациональной ошибкой всех реформ последнего десятилетия была ошибочная грубо-материалистическая идея, будто возможно построить эффективную новую экономику, сильное правовое государство и живое гражданское общество без реализации системной политики просвещения. Жизнь доказала, что непросвещенная свобода непродуктивна и неустойчива, порой опасна и бессмысленна. Политика же просвещенной свободы с необходимостью требует реализации политики свободного просвещения.
Читать полностью ...
Анатолий Пинский

точка зрения

Умение строить и сохранять

Мне кажется, что сегодня либеральной школой в России может считаться та, которая удерживает рамку внутренней свободы (выбора, самоопределения, детско-взрослых коммуникаций и пр.) под усиливающимся внешним прессом. Это очень трудно, но возможно, если вырастает из укорененной культуры свободного саморазвития всего сообщества и каждого его представителя. В данном случае «либеральность» лишена всякого оппозиционного контекста: это умение строить и сохранять пространство внутренней свободы в любых обстоятельствах. То же относится к отдельным людям, семьям, коллективам.
Читать полностью ...
Алексей Бабетов

Зеленая лампа

Воспитание свободой

В 1921 году английский педагог Александр Нейл (1882–1973) разработал уникальную методику воспитания детей и создал школу Саммерхилл, ставшую оплотом «демократического образования».
Читать полностью ...
Анастасия Чеховская

Диалог с мыслителями

Становление теории общественного договора, начатое в греко-римской древности и продолженное в новое и новейшее время, стало концептуальной основой «галереи», в которую редакция «ВО» приглашает своих читателей.

Аристотель (384–322 гг. до н.э.). «Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над своим собственным государством». Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н.э.): «Только то общество, в котором народ пользуется верховной властью, есть истинное вместилище свободы». Фото с сайта academic.ru, banks-delo.ru

Гуго Гроций (1583–1645): «Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы». Томас Гоббс (1588–1679): «Я не сомневаюсь, что если бы истина, что три угла треугольника равныдвум углам квадрата, противоречила бы чьему-либо праву на власть…, то учение геометрии было бы если не оспариваемо, то вытеснено сожжением всех книг по геометрии». Фото с сайта kommersant.ru, blogspot.com

Джон Локк (1632–1704): «Когда какое-либо число людей так объединено в одно общество, что каждый из них отказывается от своей исполнительной власти, присущей ему по закону природы, и передает ее обществу, то тогда, и только тогда, существует политическое, или гражданское, общество». Бенедикт (Барух) Спиноза (1632–1677): «Люди считают, что они свободны лишь постольку, поскольку им позволено повиноваться своим страстям, а будучи принуждены жить по предписанию закона, они думают, что поступаются своим правом». Фото с сайта veids.lv, nnm.me

Жан-Жак Руссо (1712–1778): «Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен…». Дени Дидро (1713–1784): «Если законы хороши, то нравы хороши; если законы дурны, то и нравы дурны». Фото с сайта postimg.org, persons-info.com

Иммануил Кант (1724–1804): «Свобода размахивать руками заканчивается у кончика носа другого человека». Иоганн Готлиб Фихте (1762–1814): «У каждого есть обязанность не только вообще желать быть полезным обществу, но и направлять все свои старания к конечной цели общества – именно все более облагораживать род человеческий: делать его все более самостоятельным и самодеятельным, и таким-то образом благодаря этому новому неравенству возникнет новое равенство – общее развитие культуры во всех индивидуумах». Фото с сайта mygazeta.com, wikimedia.org

Карл Поппер (1902–1994): «Демократические институты не могут улучшаться сами – их улучшение зависит от нас. Проблема улучшения демократических институтов – это всегда проблема, стоящая перед личностями, а не перед институтами». Фото с сайта npg.org.uk

Панацея

Школы, которым можно позавидовать

Главным результатом школьной реформы должно стать умение отыскивать учителей, способных обеспечить все более высокие результаты учеников на государственных экзаменах.
Читать полностью ...
Диана Равич

Школа и общество

Школа и общественное продвижение

Отрывки, которые мы публикуем, взяты из разных произведений выдающегося американского философа и педагога Джона Дьюи (1859–1952).
Читать полностью ...
Джон Дьюи