Journal pour les parents et pour les professeurs
Édité depuis 2003
«Les Nouvelles de l’éducation»
18+
Archives Vidéo Photo № 2 (111) от 5 февраля 2015 г. Abonnement Rédaction Contacts
Всякая власть от бога
Фрагмент из фильма «Левиафан»
Пьяный мэр
Фрагмент из фильма «Левиафан»
Дети у костра в старой церкви
Фрагмент из фильма «Левиафан»

Я так вижу

Пьяный мужик под забором

Первое, с чем я столкнулся, став учителем, было удручающее равнодушие большинства моих учеников (особенно старшеклассников) к изучаемому материалу.
Читать полностью ...
Владимир Бацын

Позиция

Можно ли победить Левиафана?

«Левиафан», безусловно, фильм многослойный. Разные люди увидят в нем разное. Кто-то будет возмущен гипертрофированной алкоголизацией персонажей, кому-то захочется высказаться на предмет взаимоотношений с церковью, кого-то затронет впечатляющая эстетика фильма...
Читать полностью ...
Игорь Реморенко

Поиск сути

Между болью и ее причиной

«Мы не врачи, мы – боль», – эта максима Герцена применима к авторской позиции создателей фильма. От «Левиафана» не стоит ждать не только рецепта, но даже диагноза. В этом – его невыносимость.
Читать полностью ...
Михаил Павловец

Прошу слова!

«Ревизор» нашего времени

Который день пытаюсь поймать свое ощущение от «Левиафана». Не дается. Отдельные мысли не складываются ни в какой пазл. Факт: найдена еще одна метафора, ключевое слово, объясняющее – кстати, что объясняющее? Россию всегдашнюю? Россию путинскую? Природу власти? Природу церкви? Природу народа?
Читать полностью ...
Сергей Волков

Этот номер «ВО» посвящен фильму Андрея Звягинцева «Левиафан»

Тема

Пессимистическая трагедия образовательной политики

Дождавшись выхода на российский экран фильма А. Звягинцева «Левиафан», «Вести образования» посвящают текущий номер этому событию. Я не знаю, почему А. Звягинцев назвал свой фильм именем ветхозаветного чудовища. Посмотрев фильм, я даже немного удивился, мне это показалось неожиданным. В моем представлении Левиафан существует в связи с жестоким преследованием евреев, от египетского рабства до Холокоста. Для правоверных евреев Книга Иова всегда была темой дискуссий, почему законопослушный (в том числе и законам Б-га послушный) человек подвергается страданиям и лишениям? Если мучения – это наказание, то за какие прегрешения? А если человек безвинен как младенец, отчего подвергается наказанию? За что сжигали младенцев в печах Освенцима и убивали невинных во время погромов? Гоббсовское сравнение чудища с государством – гораздо более позднее, чем домоисеевское ветхозаветное упоминание, это даже не метафора, а иллюстрация определенной мыслительной конструкции. Сравнимый художественный образ был у В. Тредиаковского в поэме «Телемахида»: «Чудище обло, огромно, стозевно, илайяй...», эту фразу, немного изменив, А. Радищев выбрал эпиграфом к «Путешествию из Петербурга в Москву». Один из героев фильма А. Звягинцева, пьяный орущий мэр, как раз такое чудище – обло и лайяй. Но, повторюсь, в библейской трактовке герой фильма «Левиафан» совсем уж не Иов.
Читать полностью ...
Александр Адамский

осадок

О правде и силе

Я очень не хотел смотреть фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» на экранчике ноутбука. Я знал, что фильм снимался на Кольском. Мне случалось там бывать. И я помню, как эти места необыкновенны, величественны, неповторимы. Сейдозеро. Гул ветра над Ловозерскими тундрами. Зеленый занавес северного сияния.
Читать полностью ...
Владимир Губайловский

реакция

Зверь внутри нас

Начнем, пожалуй, с того, что с «Евгением Онегиным», как и со всей русской классикой, все в порядке: как изучали, так и изучают. Госпожа депутат, видимо, кем-то введена в заблуждение. Она же главная по безопасности и патриотизму, ей в программы вникать некогда. И «Горе от ума» на месте, и «Герой нашего времени». Хотя, если разобраться, ничего там жизнеутверждающе-патриотичного нет. А Тургенев? А Достоевский? Некоторые наши современники не без основания считают чудовищным произведением роман «Бесы». А товарищ Сталин вообще не велел школьникам изучать Достоевского (сам не могу знать – мама, окончившая школу в 1949-м, уточнила). Вообще. В принципе.
Читать полностью ...
Михаил Шнейдер

точка зрения

Многоликое зло Уильяма Голдинга

На бескрайних просторах интернета об английском писателе Уильяме Голдинге вы можете прочитать приблизительно следующее: «Английский романист, получил Нобелевскую премию по литературе в 1983 году. Уильям Голдинг родился в деревне Сент-Колумб Минор в графстве Корнуолл. Его отец был школьным учителем, человеком радикальных политических взглядов с крепкой верой в науку. Мать, Милдред, поддерживала британское движение суфражисток. Голдинг начал писать уже в семь лет, но по настоянию родителей получил естественнонаучное образование в Оксфорде, в колледже Брэйзноз. Его первая книга, сборник стихов, появилась в 1934 году, через год после того, как он получил диплом бакалавра гуманитарных наук в области английского языка.
Читать полностью ...
Евгений Жаринов

Зеленая лампа

Аверс и реверс

В ноябре русскоговорящее население Фейсбука было экономистами-международниками. В декабре – военными аналитиками. Но настал январь, и диванная армия скинула шкурки цвета хаки, отложила свои вострые сабельки и стала – вся, как один – кинокритиками. А все из-за «Левиафана». Хотя почему только Фейсбук?
Читать полностью ...
Анастасия Чеховская

Предлагаемая подборка изображений представляет собой попытку раскрыть «тему Левиафана» на различных изобразительных языках – книжной графики, карикатуры, фотографии, скульптуры.

Первое из них – фрагмент одной из знаменитых иллюстраций к Библии, созданных Гюставом Доре в 1865 году, – «Господь поражает Левиафана. Фото Владимира Бацына. Библия в иллюстрациях Гюстава Доре, Российское Библейское общество, 1993

В 1651 году английский философ Томас Гоббс публикует сочинение «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». С этого момента образ Левиафана становится метафорой самодовлеющего государств. Фото с сайта http://www.bing.com/

Начиная с XVII века олицетворением государственной мощи (по возрожденной античной традиции) становятся конные памятники монархам, и А. Пушкин в «Медном всаднике» придает «ожившему» изваянию Петра I важнейшую характеристику гоббсовского государства-левиафана – нетерпимость к «бунту маленького человека» (рисунок А. Бенуа, 1905). Эту же идею, но уже в сатирическим ключе, воплотили Кукрыниксы (1939) в иллюстрациях к «Истории одного города» М. Салтыкова-Щедрина

«История одного города», пожалуй, – одно из самых ярких и острых произведений, высмеивающих до предела бюрократизированное государство, лишившееся всякого гражданского смысла. Сам Михаил Евграфович писал: «Изображая жизнь, находящуюся под игом безумия, я рассчитывал на возбуждение в читателе горького чувства, а не веселонравия». Кукрыниксы, рисунок к главе «Органчик»

ХХ век породил новые, самые зловещие формы государства-левиафана – тоталитарные. На кадре из фильма Л. Рифеншталь «Триумф воли» мы видим стадион в Нюрнберге, где в 1934 году проходил съезд и парад НСДАП, а на фотографии – памятник депортации калмыцкого народа в 1943 году (автор – Э. Неизвестный, 1967). Фото Владимира Бацына

Замыкает подборку еще один рисунок Кукрыниксов, дающий лаконичный и емкий образ того социально-политического феномена, которому посвящен фильм «Левиафан». Фото Владимира Бацына

Концепты

Смеюсь ergo sum

История с «Шарли Эбдо» разделила российское общество на две части: половина граждан считает, что карикатуристы сами виноваты: конечно, убивать людей нехорошо, но не надо ж было провоцировать и оскорблять чувства; другая половина откровенно злорадствует: вот – французы со своей мультидемократией сами виноваты, и как результат – понаехали всякие в наш город Париж. Много моих знакомых, людей вполне приличных и интеллигентных, высказываются в духе «не надо оскорблять чувства», что вообще-то объяснимо.
Читать полностью ...
Рустам Курбатов