Journal pour les parents et pour les professeurs
Édité depuis 2003
«Les Nouvelles de l’éducation»
18+
Archives Vidéo Photo № 1 (110) от 20 января 2015 г. Abonnement Rédaction Contacts
Переосмысление миссии образования
Артур Брукс
Боритесь за детей
Артур Брукс
Семь секунд победы
Артур Брукс

контекст

И все-таки: идеология свободы в образовании

Нельзя понять развитие образования, оставаясь внутри образования. Иначе мы окажемся заложниками самосбывающихся пророчеств.
Читать полностью ...
Александр Асмолов

предпосылки

Человек должен быть подготовлен к деятельности

Прежде чем что-то прогнозировать, желательно вернуть словам их смысл. Существует несколько важных методологических предпосылок, на которые целесообразно опереться при обсуждении вопросов прогнозирования.
Читать полностью ...
Петр Щедровицкий

вектор

В России началась антиинтеллектуальная волна

Образование – это не узковедомственная, излишне затратная сфера. Образование – это социальная технология общественного развития. Это означает, что цели системы образования мы должны ставить исходя из ключевых задач развития страны, а не исходя из задач оптимизации бюджетного финансирования.
Читать полностью ...
Юрий Громыко

тенденции

Возвращение молодых

Одна из главных тенденций – возвращение молодых педагогов в образование. Разумеется, они идут далеко не во все школы, детские сады, колледжи и вузы. И уж точно они не везде остаются. Как правило, молодые остаются там, где интересно, где есть зона актуального развития, где они могут реализовать себя.
Читать полностью ...
Виктор Имакаев

смысловой центр

В образовании нарастает напряжение

Начну с того, что само понятие «тенденция» – двузначно. С одной стороны, под тенденцией можно понимать некоторое устойчивое количественное соотношение, проявляющееся через множество фактов, несмотря на некоторые случайные отклонения или привходящие обстоятельства. Но существует и иное понимание тенденции, в рамках которого она носит качественный характер.
Читать полностью ...
Александр Бермус

Тема

Рассмешите Бога

Этот номер «Вестей образования» мы решили посвятить прогнозам в образовании на 2015 год. Давно известно: «Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах!». Но прогнозы – не планы, изначально претендующие на то, чтобы сбыться, более того, в отличие от синоптиков, эксперты могут своими прогнозами повлиять на «погоду»: осторожно, если действовать так, то будет – это. Например, я уверен, что усиление централизации в системе образования, усиление единообразия, уменьшение самостоятельности школ и учителей, сохранение ручного управления приведет к снижению качества, припискам. Тем не менее, я прогнозирую на 2015 год именно эти процессы – усиление централизации, уменьшение самостоятельности школ и учителей, запредельную формализацию всего и вся, усиление ручного управления. Плюс – безденежье. Тотальное безденежье, все средства (а их все меньше!) – на исполнение требований по уровню средней зарплаты. Но есть задача (у тех, кто понимает роль образования для сохранения нации) развить продуктивные и инновационные достижения школы и учителей. И для этого надо понимать, в каких условиях придется работать, на что рассчитывать, а на что (или на кого) не надеяться вовсе.
Читать полностью ...
Александр Адамский

переходы

Большой перелом

В мире сейчас происходит большой перелом в организации модели образования, который не до конца всеми осознается, и который аналогичен тому, который был в XIX веке, когда происходил переход от неформальных моделей образования к масштабному массовому образованию.
Читать полностью ...
Павел Лукша

взгляд из парника

Будь готов!

Исторически сложилось, что система образования нашего региона смело примеряла на себя, наверное, все крупные федеральные программы, проекты, реформы. Мы были в первых рядах по осмысленному, подчеркну еще раз – осмысленному внедрению инноваций, зашифрованных в теперь уже успевших надоесть аббревиатурах...
Читать полностью ...
Алексей Голубицкий

возможности

Это весна

Образовательная политика России сегодня находится в противоречивом состоянии. Обострившиеся в последнее время разногласия разных групп влияния заставляют нас спорить, аргументировать. Во многом это позволяет нам расти. Развитие неотвратимо, и инициативы, направленные на консервацию не найдут отражения в действительности.
Читать полностью ...
Тигран Шмис

тренды и стратегии

Если губить авторство, то сеть превращается в паутину

Все последнее десятилетие у нас было отмечено очень высокой образовательной мотивацией семей. При этом в большинстве случаев семейная образовательная стратегия стала охватывать двадцатилетнюю перспективу – от детского сада до окончания вуза, в отличие от недавнего времени, когда в понятие социальной нормы дошкольное образование не включалось. Теперь же независимо от статуса семьи, ее доходов, места проживания подавляющее большинство родителей считает, что ребенка надо отдать в детский сад «для социализации». Стали привычными усилия для поступления в хорошую школу, истерия из-за ЕГЭ и стремление поступить непременно в университет.
Читать полностью ...
Ирина Абанкина

пути

Когда приходят проверки – не до живости

Устойчивой тенденцией является формализация образования под флагом его стандартизации. Личностный, авторский подход из образовательного пространства выдавливается. Происходит отчуждение образования от педагога. Теряется глубинная связь между учениками и учителями. Образование стало формально оцениваемой услугой.
Читать полностью ...
Николай Веракса

перспектива

За откатом будет движение вперед

В последние два года происходило движение в двух направлениях. С одной стороны, принятие Закона «Об образовании в Российской Федерации», федеральных государственных образовательных стандартов нормативно закрепляли самые передовые тенденции в развитии образования, давали ему общеевропейский вектор, увеличивали возможности роста его качества...
Читать полностью ...
Cергей Заир-Бек

На перепутье

Российская система образования? Похоже, она все-таки возникнет!

Устойчивым считаю массовое непонимание самого понятия «образование». Одной сменой названия и прогрессивным законом 1992 года обойтись не удалось: система просвещения (просвещенные просвещают непросвещенных) устояла, ограничившись сменой терминологических шаблонов, и не позволила перенести акцент на образование – активный личностный процесс.
Читать полностью ...
Михаил Кушнир

феномены

Между словом и делом

Особенность сегодняшней ситуации в образовании (как, впрочем, и в других сферах жизни) связана, на мой взгляд, с двумя феноменами. Первый феномен состоит в том, что управленческая риторика принципиально отличается от реальных управленческих действий. На словах есть и вариативность, и свобода, и самостоятельность, и инновации в образовании, которые закреплены в новом Законе об образовании и ФГОС общего образования, а по жизни в действиях – унификация, единообразие, формализм, отчетность и т.п. Уже практически все начали на себе ощущать постоянно увеличивающийся разрыв между словом и делом. Так, например, с одной стороны, и Закон об образовании, и Стандарты общего образования дают свободу и самостоятельность образовательным организациям в отборе содержания образования, создании основных образовательных программ, которые разрабатываются и утверждаются самой организацией, но, с другой стороны, набирает обороты разработка «единых» учебников, стандартов, концепций, которые не имеют под собой никаких нормативных оснований.
Читать полностью ...
Алексей Воронцов

От кого зависит будущее образования?

Журнал Forbes составил список молодых и влиятельных деятелей в области образования. В рейтинге – молодые преподаватели, разработчики и стартаперы до 30 лет.

Ник Борг, 27 лет, соучредитель Edmodo. Это бесплатная платформа, на которой учителя и ученики могут общаться, обсуждать учебные планы, анализировать итоги тестов и домашних работ. 30-миллионную аудиторию Edmodo составляют ученики средних школ США, их родители и учителя. Фото с сайта http://www.forbes.com

Исполнительные директора Сэм Чаудхари (справа) и Лиам Дон (слева) в 2011 году начали работать над ClassDojo – системой, помогающей учителям и родителям отслеживать поведение школьников. Сегодня систему используют 18 млн учителей и учеников в 150 странах мира. Фото с сайта http://www.forbes.com

Трое выпускников Гарварда Рафаэль Гарсия, 26 лет, Дэн Кэрролл, 26 лет, Тайлер Босмени, 27 лет, основали одну из самых быстроразвивающихся технологических компаний в США в области образования. Кэррол (в центре), будучи директором компьютерного отдела в школе, осознал, что в Америке нет стандартизированной системы управления данными об учениках средних школ. Созданная им с сотрудничестве с Гарсия и Босмени платформа Clever представляет собой универсальный программный интерфейс, позволяющий независимым разработчикам создавать приложения для обработки таких данных. Фото с сайта http://www.forbes.com

Реализованная Эрен Бали (29 лет) идея – это не совсем MOOC (массовый открытый онлайн-курс). Скорее Udemy можно охарактеризовать как открытую площадку, с помощью которой преподаватели могут продавать доступ к своим курсам и использовать платформу для привлечения учеников всех возрастов. С 2010 года более 1,7 миллионов учащихся из 200 стран мира зарегистрировались в проекте. Фото с сайта http://www.forbes.com

Выпускники Йельского университета (слева направо - Аарон Фойер, 22 года, Сан Таннер, 22 года, Дэвид Карел, 23 года) основали самый обсуждаемый образовательный технологический стартап года. Panorama Education помогает ведущим школам Америки собирать и анализировать обратную связь от учителей, учеников и родителей. Фото с сайта http://www.forbes.com

Кэтэрин Беллингер, 23 года, Алексис Морин, 23 года, обучаясь в Принстонском Университете в 2009 году, основали клуб сторонников реформы 12-летней системы образования. SFER поддерживает учащихся, которые борются с образовательным неравенством. Фото с сайта http://www.forbes.com

вектор

В ожидании окна возможностей

«Зима» в российской образовательной политике действительно наступает. Связано это с усилением регулирования и выстроенной«вертикалью власти». При такой тенденции невозможно, чтобы в какой-то области доминировало противоположное направление – развитие инициативы, разнообразие и индивидуализация траекторий. Ведь реформы в образовательной политике начались одновременно с общими реформами, в том числе и экономическими. Закон «Об образовании» 1992 года во многом предвосхитил последующие изменения в образовании, это был закон «на вырост».
Читать полностью ...
Наталья Типенко

видение

В одиночку не выстоять

Инновационное образование развиваться будет. Собственная креативность многих учителей, мощнейший, но неиспользуемый арсенал средств, накопленный педагогикой, реальные живые активные, пытливые дети, постоянно возникающие (откуда-то) в стенах школы, – все это будет порождать колебания инновационности. Далее только несколько локальных штрихов, видимых с моего «шестка».
Читать полностью ...
Cергей Возчиков