Journal pour les parents et pour les professeurs
Édité depuis 2003
«Les Nouvelles de l’éducation»
18+
Archives Vidéo Photo № 25 (108) от 22 декабря 2014 г. Abonnement Rédaction Contacts
Декларация русской идентичности
Историческая память
Сергей Никольский
Нужна ли России титульная нация?

Многоликий феномен

Народ в законе

Признайтесь честно: когда и в связи с чем вы в последний раз размышляли о своей идентичности? И вообще – как часто вы это делаете? Вы предпочитаете предаваться размышлениям об этом предмете наедине с собою или вам необходим собеседник, или, может быть, публичное дискуссионное пространство?
Читать полностью ...
Владимир Бацын

интервью

Идентичность реальная и виртуальная

Идентичность – это осознание своего «я» в потоке изменений, размышления о том, как остаться постоянным и при этом трансформироваться. Это и ценностная, и социальная, и психологическая проблема.
Читать полностью ...
Александр Асмолов

Кризисы идентичности

Что означает быть достойным гражданином?

Процесс обретения новой идентичности не может зависеть только от взрослых. Одного авторитета здесь мало. Крайне важно, чтобы ребенок захотел принять себя в новой роли, выстроить границы своего нового мира и определить в нем достойное место.
Читать полностью ...
Сергей Заир-Бек

Точка зрения

Очень опасная карта

После перестройки на волне демократических изменений в нашей стране была предпринята попытка приравнять идентичность к гражданству, когда из наших документов исчезла пятая графа (национальность) и появилось общее название для всех граждан России – россияне.
Читать полностью ...
Рустам Курбатов

Истоки

От Ивана III до наших дней

Социокультурная идентичность народа не возникает вдруг – она складывается веками. Поэтому так важно дойти до истоков, до тех конкретных исторических обстоятельств, которые предопределили именно такие ценности и свели их именно в такую систему.
Читать полностью ...
Эдуард Кульпин

Авторский номер Владимира Бацына

Тема

Образовательная политика в зоне турбулентности

Систему образования разрывают центробежные силы. В последние месяцы эта тенденция резко усилилась. Прежде всего – усилилась разбалансировка системы. Если раньше все уровни системы – федеральный, региональный, муниципальный и школьный – крепились мощным потоком федеральных средств, то в связи с бюджетной турбулентностью, с решением урезать бюджетные расходы на 5, а то и на 10% возникла угроза снижения федерального финансирования образования. А поскольку региональные финансы, призванные обеспечить доведение заработной платы работникам образования до средней по экономике, на пределе, то дополнительные задачи федерального центра (по доведению ФГОС дошкольного образования, доведению охвата дополнительным образованием до 70% учащихся, реализации различных концепций – молодежной, воспитательной и пр.) с большой вероятностью останутся невыполненными. К тому же разбалансировка системы образования обусловлена необязательностью нижестоящих бюджетов и организаций исполнять указания вышестоящих. Так, любой муниципалитет на вполне законных основаниях может истратить средства, пришедшие из регионального бюджета в виде субвенции на образование, на другие нужды или как минимум перераспределить эти деньги не по условиям нормативного подушевого финансирования, а «по справедливости». И полученные школами или детскими садами субсидии совсем не будут соответствовать принципу «деньги следуют за учеником». И это происходит повсеместно, поэтому говорить, что в стране введен принцип подушевого нормативного финансирования, будет огромным преувеличением.
Читать полностью ...
Александр Адамский

Саратовский фронт

Битва за Правдину

В одном из октябрьских номеров «ВО» мы писали об истории увольнения и последующего восстановления в должности директора Саратовского физико-технического лицея № 1 (ФТЛ № 1) Людмилы Правдиной, о многочисленных длительных проверках в этом учебном заведении, о нервной атмосфере, которая мешает нормальному учебному процессу. В конфликт оказались втянутыми представители городской, областной и федеральной власти, муниципальные и региональные органы управления образованием. С одной стороны, Правдину поддержали губернатор Саратовской области Валерий Радаев, член Совета Федерации Людмила Бокова, депутат Госдумы от КПРФ Ольга Алимова, с другой – на нее ополчились городские власти в лице главы администрации г. Саратова Олега Грищенко и городского комитета по образованию под руководством Ирины Архиповой.
Читать полностью ...
Ольга Дашковская

Диктат и смута

Раскол как фактор реформы

Одна из причин того, что Россия в конце ХХ века оказалась у разбитого корыта, заключалась в незнании нами собственной истории. Незнании и непонимании – непонимании принципиальном. Пример этого непонимания – история всех российских реформ: Ивана Грозного, Петра Первого, Александра Второго, Столыпина, Хрущёва, Горбачёва, Гайдара. Результаты этих реформ оказывались либо далекими от запланированного, либо диаметрально противоположными по отношению к ним, контрпродуктивными. Интересно, что реформаторы практически не обращались к историческому опыту предшествовавших реформ, не интересовались историческим опытом. Складывается впечатление, что они боялись этого опыта, не могли его понять, осмыслить и поэтому попадали под колесо истории.
Читать полностью ...
Александр Ахиезер

Социальная психология

Пассивный залог массового сознания

Уже десять лет, как из печати вышла книга «Негативная идентичность», состоящая из работ известного социолога Льва Гудкова. Почти все они написаны на основе анализа материалов социологических исследований, проводившихся автором вместе с коллегами во ВЦИОМе в ключевой период становления современной России – в 1997–2002 годах.
Читать полностью ...
Лев Гудков

Связь времен

Проект: о введении единомыслия в России

Уверены, что среди читателей «ВО» нет человека, не знакомого с помещенным ниже текстом. И тем не менее приглашаем еще раз насладиться остроумным талантом и исторической прозорливостью его авторов, скрывшихся под давно уже знаменитым псевдонимом. Этот черновой проект, написанный Козьмою Прутковым в 1859 г., был напечатан в журнале «Современник» лишь после смерти К. Пруткова, в 1863 г., кн. IV. В подлиннике, вверху его, находится надпись: «Подать в один из торжественных дней, на усмотрение».
Читать полностью ...
Козьма Прутков

Концепция

«Свои» и «чужие»

Это противопоставление в разных видах пронизывает всю культуру и является одним из главных концептов всякого коллективного, массового, народного, национального мироощущения. В том числе, конечно, и русского. Смотря по тому, какой по объему коллектив мы рассматриваем, мы находим в нем несколько особое, но всегда отчетливое различие «свои» – «чужие». Вполне определенно оно известно в нашем быту уже мальчишкам одного подъезда, одного дома, одного двора с несколькими дворами, одной улицы с несколькими дворами и выражается в верности «своим», драках с «чужими». Принцип «свои» – «чужие» разделяет семьи – нас и наших соседей, роды и кланы более архаичных обществ, религиозные секты, сексуальные меньшинства и т.д. И уже вполне концептуально этот принцип отличает «свой народ» от «не своего», «другого», «чужого». Предоставим слово создателю крупнейшей современной этнической концепции Льву Николаевичу Гумилеву (1912–1992) – это фрагмент одного из его последних интервью. «Когда я начинал заниматься наукой, я обратился к древним контактам народов, тюркам, монголам. Казалось, эта проблематика вдали от современных проблем. И вдруг национальные отношения, история межнациональных связей – вдруг все это оказалось в центре всех интересов!» – рассказывает Лев Гумилев.
Читать полностью ...
Лев Гумилев

Артефакты

Проблематика идентичности настолько универсальна, что найти материальные артефакты, имеющие к ней непосредственное отношение, не составляет никакого труда. В предлагаемой подборке – несколько вполне случайных иллюстраций.
Читать полностью ...
Владимир Бацын

Картину С.В. Иванова «Приезд иностранцев в Москву XVII столетия» (хранится в Третьяковской галерее) с полным правом можно считать культурно-историческим психологическим портретом, настолько точно и глубоко автором схвачено отношение тогдашних московитов к европейцам-латинянам. Фото с сайта http://www.arheliya.ru/

Яркий пример формирования у зрителя «фантомной идентичности». Плакат с белогвардейской стороны: «Опора большевистского строя». Не соответствовавший реалиям 1919 года, он вполне оправдался (по сути) в 1991 году. Фото с сайта http://tushinetc.livejournal.com/294982.html

Перед нами – прямая государственная пропаганда, рассчитанная на лобовое воздействие и не предполагающая никакого диалога со зрителем. Фото с сайта http://nnm.me/

Современная карикатура художника В. Мочалова (2011), переосмысляющая известное утверждение Ленина «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно», на которое многие десятилетия опиралась партийно-политическая идентичность мирового коммунистического движения. Вожди мирового пролетариата изображены в виде бомжей, рассматривающих номер журнала «Форбс», посвященный миллиардерам. Фото с сайта http://cartoonists.cartoonbank.ru/

Другая форма осмысления той же революционной эпохи – «Предметы» кисти художника Н. Колупаева (2006). Характерно само название картины, переводящее символы классовой принадлежности и Гражданской войны в разряд рядовых элементов постановочного натюрморта. Отличное свидетельство разрушения классической советской идентичности. Фото с сайта http://art-sch2010.narod.ru/

Современный норвежский плакат «Мы – норвежцы». На нем представлено юное поколение страны, открытой мигрантам. На первом плане – девушка, приехавшая, по-видимому, из Юго-Восточной Азии, стоящая среди своих скандинавских друзей. Идея плаката прозрачна: да, у нас разное этническое происхождение, но общее представление о себе как о гражданах одного общества и государства. Кстати сказать, подобными плакатами был оклеен буквально весь Осло, но ни один не был порван или «украшен» антииммигрантскими надписями. Фото Владимира Бацына

Фотография, очень характерная для современной Европы: группа школьников (значительная часть которой – мусульмане) пришла на экскурсию в местный замок (город Гент, Бельгия), история которого исключительно важна для самосознания бельгийцев: здесь был заточен граф Эгмонт, борец против испанского владычества. Мы понимаем, насколько важно участие детей-иммигрантов в интерактивном обсуждении тех событий вместе с бельгийскими детьми. Фото Владимира Бацына

Последняя фотография – эпизод исторической реконструкции в замке Уорвик (Великобритания). Это – типичная картина для исторических мест Европы, когда словно ожившие люди далеких эпох «взаправду» ведут «средневековую» жизнь (куют оружие, примеряют рыцарские доспехи, готовят еду, тренируются в стрельбе из лука и арбалета и пр.), а посетители, среди которых – множество детей, вступают с ними в разговоры о повседневности XIV века и включаются в ту же деятельность. Фото Владимира Бацына

Монтессори

О любви к Родине

Монтессори-педагогику часто называют «западной» и сомневаются в ее благотворном влиянии на российских детей. Говорят: в этой педагогике нет русского духа, она далека от российской ментальности.
Читать полностью ...
Елена Хилтунен

Взгляд

Русские евреи

Редакция «ВО» публикует фрагмент из воспоминаний выдающегося поэта Давида Самойлова, имеющий прямое отношение к теме этого номера. Особую ценность суждениям придает то, что их автор – истинный русский интеллигент, до самой смерти работавший над своей заветной книгой о жизни...
Читать полностью ...
Давид Самойлов