Journal pour les parents et pour les professeurs
Édité depuis 2003
«Les Nouvelles de l’éducation»
18+
Archives Vidéo Photo № 20 (103) от 16 октября 2014 г. Abonnement Rédaction Contacts
Как устроен детский сад школы Тубельского
Детские сады Реджо Эмилия
Открывая мир: опыт Сингапура

Перспектива

Стандарт развития ребенка и системы

Стандарт дошкольного образования появился в качестве официального документа в январе 2014 года. Прошло уже десять месяцев, в разгаре новый учебный год. Стандарт постепенно приживается, притирается к реальности большого и разнообразного поля российского дошкольного образования.
Читать полностью ...
Елена Юдина

Ликбез

Страх ограничений

Изучение ситуации, складывающейся сегодня в сфере дошкольного образования, позволяет выделить несколько «точек напряжения», связанных, как представляется, с неадекватным пониманием нормативных условий реализации ФГОС. Давайте попробуем вместе разобраться, что можно сделать, а чего – нельзя, и почему.
Читать полностью ...
Наталья Шадрина

Проблема

Бесправие вместо автономии

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» и в рамках своих полномочий органы власти различных уровней начали издавать нормативные документы. Ничто не предвещало, как говорится, но – внезапно! – в одном из субъектов в ходе процесса оптимизации сети образовательных организаций возникла ситуация, реализовать которую в рамках действующего закона не представляется возможным.
Читать полностью ...
Елена Зачесова

Архитектоника среды

Среда как третий учитель

Международный конкурс в области современной архитектуры детских садов примечателен тем, что его участникам предлагалось разработать дизайн и архитектуру детских садов так, чтобы новые проекты максимально отвечали требованиям ФГОС ДО.
Читать полностью ...
Тигран Шмис

Авторский номер Ольги Шиян

О главном

Программа свободной жизни

На наших глазах – в течение буквально последних двух десятилетий – произошла радикальная переоценка значимости детства и дошкольного образования. Сегодня уже ясно, как много зависит от раннего старта, и ясно, что нет абстрактного «развития ребенка»: возможности или задаются образованием, или ограничиваются им. Важность и ценность детства и образования для детей, о которой так долго говорили последователи культурно-исторического подхода – Выготский, Давыдов, Запорожец – сегодня является общепринятым тезисом. Причем если у классиков отечественной психологии были теоретические аргументы, то к настоящему моменту накоплены эмпирические и прагматические доказательства. В течение последних двух десятилетий был проведен ряд лонгитюдных исследований («ХайСкоупПерри» в США, 17 лет идет масштабное (более 3 тыс. детей) исследование в Великобритании (EPPE), четыре года продолжалось исследование в Германии). Данные исследований подтвердили большую эффективность и рентабельность дошкольных программ: эффекты сказываются во всех областях жизни ребенка в последующие годы, и деньги, вложенные в дошкольное образование, окупаются лучше (то есть приводят к более значительным социальным эффектам), чем деньги, вложенные на других образовательных ступенях.
Читать полностью ...
Ольга Шиян

Позиция

Меняются дети — меняются игры

Считается, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Но интервью нужно именно слышать, особенно если его дает человек, «знающий, что говорит».
Читать полностью ...

Ноу-хау

Стремление к свободе

Как советовали древние, прежде чем начинать дискуссию, следует договориться о понятиях. В данном случае – что есть свобода для детсадовца, и если он несвободен, то от чего должен быть освобожден? Возьмем определение из «Википедии»: «Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор», и спроецируем его на такого ребенка. Увы, оно не работает.
Читать полностью ...
Жанна Сугак

Вопрос ребром

Детский сад не место для уединения?

В один прекрасный день мы решили вооружиться одной из самых известных международных шкал оценки качества образования (ECERS) и отправиться в самые обычные детские сады. При этом целью была не тотальная оценка качества российского дошкольного образования – мы просто хотели понять, насколько в принципе этот инструмент приложим к нашим условиям, как критерии, используемые в нем, соотносятся с нашей традицией организации среды.
Читать полностью ...
Екатерина Реморенко

Семь раз отмерь

Шкала ECERS

Давно известно: хочешь изменить качество какого-либо продукта – измени инструменты его оценки. К образованию это относится в высшей степени.
Читать полностью ...
Соня Шеридан

Из первых рук

Чему надо учиться российским воспитателям

Мы провели исследование представлений дошкольных педагогов об образовании в детском саду. Исследование было кросс-культурным: на одни и те же вопросы предлагалось ответить шведским, датским и российским педагогам дошкольного образования. Им предлагалось оценить: – какие ситуации в детском саду в первую очередь характеризует обучение; – какими способами и в каких ситуациях дошкольники учатся; – какие условия являются наиболее важными для обучения детей в детском саду; – что означает участие ребенка в процессе обучения.
Читать полностью ...
Николай Веракса,
Игорь Шиян

Технологии

Мне должно быть интересно!

Каждую минуту ребенку интересны сотни вещей. Этот интерес, живой и вдохновляющий, руководит его желаниями придумывать важные дела – от сравнения размеров кухонных кастрюль до создания модели космического аппарата из водопроводных труб во дворе. Однако этот живой интерес к реальной жизни игнорируется взрослыми, которые считают его ерундой, отвлекающей от серьезных развивающих занятий по специально разработанным методикам и продвинутым электронным обучающим программам. Чем и почему сегодня обеспокоены родители? Тем, что их ребенок недостаточно усидчив, если не концентрируется на задании положенное количество времени; тем, что недостаточно умен, если до сих пор не умеет читать; что недостаточно сообразителен и развит, если до сих пор не считает до ста.
Читать полностью ...
Светлана Мощенникова

Ритм жизни

Один день из жизни детского сада

У каждого человека, у каждой семьи есть ритм года, ритм недели, ритм каждого дня. В детском саду школы Тубельского эти ритмы тоже есть.
Читать полностью ...
Лариса Журавлева

Съедобные шахматы

Фото из архива детского сада школы Тубельского

Это не беспорядок, это особый порядок!

Фото из архива детского сада школы Тубельского

Мастерская Папы Карло

Фото из архива детского сада школы Тубельского

Каждый ребенок начинает утро с сочинения сказки

Фото из архива детского сада школы Тубельского

В детском саду есть свой панда-парк

Фото из архива детского сада школы Тубельского

Правила жизни обсуждаются и рисуются

Фото из архива детского сада школы Тубельского

Ритм жизни

Правила свободного пространства

Существовать обособленно (и получать такой опыт – одиночества или самодостаточности?) – или звать кого-то в игру (и получать такой опыт – отказа, договоров-уговоров, встречи с другим человеком и его особенностями, счастья-радости от совместной игры). Или же самому в игру проситься и получать опыт достойного или недостойного предъявления себя, выслушивания мнений уже играющих, их решений. Почему так важно детям прожить большую часть своего детства без задания? Потому что человек индивидуален, ему надо открыть себя, свои возможности, свои особенности, свои способы достижения целей. Здесь и сейчас. Как «туда» залезть, как протолкнуть «туда» огромный мяч?
Читать полностью ...
Лариса Журавлева